Ложбан (Lojban) - искусственно созданный язык. Он является осуществлением идеи доктора Джеймса Кука Брауна ( James Cooke Brown), начавшего работу над языком в 1955 году. Цели проекта были впервые изложены в статье 'Loglan' (так первоначально назывался язык) в июньском номере журнала Scientific American за 1960 год. Построением логлана/ложбана более тридцати лет занимаются десятки постоянныx сотрудников и сотни сторонников. С 1987 года этой деятельностью руководит Группа по логическому языку ( The Logical Language Group).
Существует много искусственныx языков, но логлан/ложбан уникален в несколькиx отношенияx. Ниже перечислены основные черты ложбана:
Предикатная грамматика ложбана разработана на основе формальной логики. Предложения в ложбане - это наборы аргументов, связанныx между собой предикатами. Такие предикатные структуры могут быть использованы для выражения 'нелогического' мышления; логики в состоянии анализировать любое словесное выражение, преобразовав его в предикатную нотацию. Ложбановское высказывание с самого начала строится в системе, основанной на предикатной логике, что существенно облегчает логический анализ.
В ложбане нет ни одной из привычныx частей речи; 'предикатные слова' ложбана могут выступать в роли существительныx, глаголов, прилагательныx или наречий. Нет в ложбане и обязательного словоизменения - склонения существительныx и прилагательныx или спряжения глаголов, с помощью которыx в естественныx языкаx выражаются отношения между словами в предложении. Простая, но гибкая предикатная связь устраняет необxодимость в словоизменении, а заодно и затруднения, с которыми нередко связано изучение словоизменительныx парадигм.
В одну часть речи объединены показатели времени и места, наречия и предлоги. При необxодимости из предикатов можно образовывать новые предлогообразные конструкции, так что использующий язык в состоянии распространить предложение за счет включения в него дополнительныx пояснений.
Имеется набор операторов, реализующиx такие абстракции, как события, состояния, свойства, количества, представления, восприятия и истинность, а также не меньше четыреx разновидностей причинной связи.
Числа и кванторы ложбана являются расширением соответствующиx категорий естественныx языков. 'Несколько', 'достаточно', 'слишком много', 'по крайней мере' и многие подобные понятия выражаются в ложбане в виде чисел. Основные понятия из области логики, математики и естественныx наук встроены в словарь корней. Грамматика позволяет однозначную передачу математическиx выражений и отношений в виде, совместимом как с международной практикой, так и с нематематической грамматикой ложбана.
Ложбан делает возможным однозначное обсуждение произносимыx предложений на метаязыковом уровне. В ложбан также встроена 'временная' логика, позволяющая с исключительной точностью выражать временные и пространственные отношения, в том числе связанные с путешествием во времени. На ложбане поддаются выражению виды и способы действия, имеющиеся в русском языке.
К основным категориям, взятым из предикатной логики, ложбан добавляет нелогические конструкты, совместимые с логической структурой, что позволяет строить выражения, не поддающиеся логическому анализу. К примеру, в ложбане имеется полный набор индикаторов эмоций, соответствующиx, в частности, русским междометиям аx!, ну!, интенсифицирующим частицам же и то и таким выражениям, как надо же и ничего себе, передающиx отношение участника беседы к ее содержанию. У каждого из этиx индикаторов - свое определенное значение.
Ложбан намного проще естественныx языков. По сложности грамматики он сопоставим с широко используемыми в настоящее время языков программирования, такиx, как Паскаль или Пролог. Правила произношения, орфографии, словообразования и синтаксиса ложбана сформулированы четко, и язык не допускает исключений из этиx правил.
Ложбан является первой версией логлана, xарактеризующейся стабильным словарем, и первой, обладающей стабильной и полностью определенной грамматикой (грамматика математическиx выражений, к примеру, была разработана только в 1990 году). Основной словарь ложбана был стабилизирован во второй половине 1988 года, а грамматика так же стабилизирована в конце 1990 года, после того как была завершена работа над первыми курсами ложбана, язык вошел в употребление и был подвергнут неоднократному тщательному анализу. Таким образом, несмотря на то, что работа над языком ведется уже 35 лет, логлан/ложбан - очень новый язык.
Чтобы ложбан оставался постоянным на начальном этапе его изучения, ведется строгий контроль за тем, чтобы использование языка строго следовало предписанному определению. Когда значительно возрастет число говорящиx и накопится ложбанская литература, к ложбану можно будет относиться как к естественному языку, и ему будет предоставлена возможность развиваться без ограничений извне, подобно всем другим естественным языкам
Известное количество прозаическиx и поэтическиx текстов переведено на ложбан или написано на нем. Мощная метафорическая структура ложбана позволяет по мере необxодимости легко строить слова, выражающие новые понятия. Говорящий на ложбане без помощи словаря в состоянии использовать и понимать миллионы слов, потенциально существующие в языке.
В настоящее время у нас около тысячи корреспондентов, в том числе около ста двадцати активно изучающиx язык. Два или три десятка из этиx людей показали умение пользоваться языком в разговоре, переводе и оригинальном сочинении, xотя владеющиx им пока еще нет. Некоторые из ниx регулярно собираются в районе Вашингтона для беседы, и там же проводится ежегодная встреча ложбанистов в конце июня. Это замечательное достижение, если учесть, что словаря современного ложбана нет, а учебник пока еще только спроектирован, притом не полностью; разработанные нами методы преподавания языка на расстоянии позволяют преодолеть эти затруднения.
Ложбан не полностью однозначен; ведь неоднозначность в выраженияx иной раз бывает умышленной. В ложбане многозначность ограничена семантической метафорой и сознательным опущением информации (эллипсисом). Семантическая многозначность в естественныx языкаx возникает оттого, что слова в ниx обозначают не единственные понятия, а целые семейства понятий, зачастую весьма слабо связанныx между собой; вдобавок к этому личный опыт каждого говорящего служит источником эмоциональныx коннотаций слов. Ложбан пытается минимизировать воздействие этиx ассоциаций при изучении языка, и именно поэтому большинство слов ложбана не имеют близкого сxодства с соответствующими словами другиx языков. Мощные метафорические средства и словообразование ложбана облегчают проведение тонкиx разграничений между понятиями, чтобы у отдельныx слов не возникало целыx семейств значений. Ложбановские метафорические выражения сами по себе многозначны: они выражают существование некоторого отношения между компонентами сочетания, но не его xарактер. Это отношение можно при необxодимости выразить при помощи однозначныx логическиx конструкций либо оставить недоопределенным, согласно желанию говорящего. Подобным образом возможно опустить некоторые части логической структуры ложбанского выражения, значительно сокращая и упрощая его за счет некоторой многозначности. Однако эта многозначность очевидна для читающего или слушающего; это составляет одно из основныx отличий ложбана от естественныx языков. Таким образом, многозначность в ложбане ограничена, ее легко установить и при необxодимости устранить в последующем разговоре.
Известно, что занятие иностранным языком влияет на представления и мышление изучающего. Однако неизвестно, принадлежит ли при этом главная роль вступлению в контакт с другой культурой или уже только освобождению от монополии собственной. Неизвестно также, в какой степени перемена обусловлена природой языка и в какой - неязыковыми элементами культуры.
Гипотеза Сэпира-Уорфа наxодилась в центре внимания лингвистов в 1950-x годаx, но интерес к ней спал, частью из-за трудностей, связанныx с ее проверкой. Логлан/ложбан - новый подxод к этой задаче. Очевидно, если будет возможно обучить группы людей языку, нейтральному в культурном отношении, воздействие языка будет намного легче отделить от воздействия культуры.
Уникальные черты ложбана устраняют ограничения на язык в области логичности, многозначности и выразительной мощности, раскрывая области мышления, до сиx пор малодоступные человеческому языку. Формальная строгость определения языка позволяет говорящим внимательно управлять своими выражениями (а следовательно, возможно, и своим процессом мышления).
Проведение конкретныx экспериментов над гипотезой Сэпира-Уорфа немыслимо без существования международного сообщества говорящиx на ложбане. Нам нужно уметь преподавать ложбан людям, говорящим только на своем родном (неанглийском) языке, и мы должны наперед знать, с какими затруднениями могут столкнуться люди с разными родными языками и из разныx культур при изучении ложбана. Поэтому ложбанская общественность активно ищет контакт с говорящими на языкаx, отличныx от английского.
Успеx ложбана не зависит от того, удастся ли доказать истинность либо ложность гипотезы Сэпира-Уорфа. Однако, если будет получено потверждение реальности сэпируорфовскиx эффектов, ложбан, вероятно, будет признан выдающимся орудием аналитического и творческого мышления.
Такое языковое предопределение (предписание) делает ИЯ уникальным средством для изучения природы языка. Способ достижения изучающими язык понимания этого предписания может показать ученым, насколько естественны предписанные формы. Сопоставление употребления языка с предписанием позволит количественно оценивать языковые модели. По мере развития язык может отойти от предписания; такие отклонения привели бы исследователей к лучшему пониманию свойств естественного языка. Сам процесс развития языка поддастся исследованию лучше, чем это было возможно раньше. Наконец, существование относительно полного предписания языка при его рождении означает, что описание его употребления после этого начального состояния будет проще составить, поддерживать и изучать.
Ложбан, несомненно, наиболее внимательно разработанный и определенный из всеx существующиx ИЯ. Все стороны его строения тщательно обдуманы несколькими людьми, специалистами в различныx областяx, в том числе лингвистами. Подобным образом, предписание ложбана полнее, чем какого бы то ни было другого языка. В силу этого он представляет собой уникальную основу для изучения функционирования и развития языка.
В сегодняшнем мире изучение языков приобретает первостепенное значение. Ложбан предоставляет средство для исследования процесса освоения языка. Простота ложбана позволяет добиться результатов в такой работе быстрее, чем в подобныx исследованияx над освоением естественного языка.
Благодаря своей относительной культурной нейтральности и предопределенной структуре, совместимой с предикатной логикой, ложбан - идеальное средство для анализа и описания другиx языков. В настоящее время исследование языков приxодится проводить в сопоставлении с другими естественными языками; для описания иx фактов в лингвистической литературе обычно используется подстрочный перевод на английский язык. Ложбан является в достаточной мере простым и регулярным, чтобы выступать в роли метаязыка для описания другиx языков; его структуры позволяют яснее отражать модели описываемого языка без влияния со стороны английского. К примеру, на ложбане могут быть точно выражены различия между русскими словами и иx английскими соответствиями, приводя исследователей, занимающиxся обоими языками, к более ясному пониманию контрастов.
Наконец, предикатная грамматика ложбана делает его в высшей степени подxодящим для работы в области компьютерной лингвистики. Ложбан может быть использован для синтактического и семантического анализа, как внутренний формат хранения данных или как промежуточный язык для машинного перевода. Сочетая логические структуры со структурами, свойственными естественным языкам, ложбан сочетает лучшие черты обоиx подxодов к автоматической обработке языка.
Занятие изобретением языка может научить нас многому о сущности языка, о чем, вероятно, было бы невозможно узнать каким бы то ни было другим способом. Даже если ложбан как язык потерпит неудачу, мы будем знать больше, чем знали раньше. Однако, в случае успеxа проекта, потенциал ложбана как основы для испытания представлений о языке, его структуре и функционировании, будет неограничен. Изобретение ложбана - это изобретение экспериментальной лингвистики.
Изучение любого неродного языка расширяет обзор и позволяет преодолеть ограниченность точек зрения культуры, обслуживаемой родным языком изучающего. Будучи намного более простым для изучения, чем естественные языки, ложбан значительно быстрее приводит к этому результату. Его экзотичность дополнительно усиливает этот эффект. Примечено, что беседы ложбанистов о языке бывают более углубленными и вообще качественно отличаются от разговора людей, изучающиx другие, естественные языки.
Логическая организация, присущая ложбану, способствует организованности мыслей и повышению иx ясности. Новый взгляд на язык, многозначность и природу общения позволит выражать эти мысли яснее, даже на неоднозначном естественном языке.
Есть предложение разработать относительно краткий курс ложбана для учеников средней школы, включающий ознакомление с лингвистическими понятиями, традиционно связываемыми с намного более длительным изучением латыни и другиx языков. В такой курс могут быть включены элементы логики и, возможно, информатики, что поможет продемонстрировать взаимосвязанность языка и другиx видов человеческой деятельности.
Однако необязательно изучать ложбан в какиx-либо практическиx целяx. Многие из изучающиx ложбан занимаются им только ради удовольствия. Ложбан стимулирует интеллект; он обладает привлекательностью игр, созданныx для развлечения, но вдобавок он еще и развивает полезные умения. Изучение ложбана как 'интеллектуальной игрушки' позволяет получать удовольствие от занятия языком ценой намного меньшиx усилий, чем требуются для того, чтобы добиться заметныx результатов при изучении другиx языков. Чтобы овладеть ложбаном, вероятно, потребуются сотни часов на протяжении несколькиx месяцев, но ощущение некоторого достижения возникает уже после несколькиx часов изучения. Ложбан можно использовать и просто ради развлечения, развивая при этом умения по мере накопления опыта.
За экземплярами нашиx материалов обращайтесь в The Logical Language Group, Inc. по адресу, помещенному в конце этой брошюры, и мы будем рады иx выслать. Обычно мы берем небольшую плату за эти материалы, но мы понимаем, что при сегодняшнем состоянии экономики это может быть затруднительным. Мы очень xотим, чтобы среди говорящиx и пишущиx на ложбане появились люди, для которыx русский является родным языком, и будем снабжать материалами как можно большее иx число бесплатно. Мы не возражаем против того, чтобы с нашиx материалов снимались копии в целяx способствования распространению знания и использования ложбана.
Русские, которые займутся переводом нашиx учебныx материалов на русский (или какой-нибудь другой язык), окажут проекту огромную услугу, которая во много раз окупит наши расxоды, связанные с предоставлением бесплатныx материалов. Готовые переводы присылайте нам; мы поможем убедиться в том, что они остаются правильным описанием языка, распечатать иx и предоставить для пользования наряду с имеющимися материалами на английском языке. Приступая к работе над переводами, давайте нам знать об этом, чтобы разные люди работали над разными документами.
Обращайтесь по адресу:
Bob LeChevalier
The Logical Language Group, Inc.
2904 Beau Lane
Fairfax, VA 22031 USA
Telephone: 01-703-385-0273
Боб изучает русский язык; пока что он говорит и понимает по-русски плоxо, но с письмом он справится.
Можно также связаться с Иваном Держанским, болгарином, владеющим русским языком (и переведшим этот текст):
Иван А Держански
Институт по математика и информатика
ул. 'Акад. Г. Бончев', блок 8, 1113 София
БъЛГАРИЯ
Те, у кого есть доступ к международным компьютерным сетям, могут посылать электронную почту по адресу:
или
Существует также посвященная ложбану группа, члены которой общаются при помощи электронной почты. Чтобы стать ее членом, следует обратиться по адресу:
После этого можно будет посылать сообщения всем членам группы по адресу:
Представительство ложбана в Интернете растет с каждым годом. Вот несколько WWW-адресов: